Quattro школа audi


Четыре дня в школе Audi quattro: инструкция по выживанию

Ночным поездом из Москвы отправляемся в Петрозаводск, а далее в небольшую карельскую деревушку Косалма. Путь неблизкий, но дальняя дорога помогает отключить мозги и оставить все мысли и заботы дома. То, что требуется на первом этапе от учеников школы Audi quattro. 

Зато на следующее утро — полная собранность! Мы направляемся на замерзшее озеро, где инструкторы уже подготовили для нас специальные трассы и фигуры. Первым делом перед выездом на лед отключаем систему стабилизации. Пусть в обычных дорожных условиях она является настоящей палочкой-выручалочкой (подробнее — в статье «Скольжениям бой. Азбука ESP»), но все эксперты сходятся: если ESP сработала, значит, водитель уже что-то сделал неправильно. А потому будем учиться этого избегать!

Перед началом каждого упражнения Евгений Васин объясняет важнейшие теоретические основы. Они верны, независимо от выбранного элемента, и действуют не только на учебной, но и на настоящей трассе. Кратко перечислим их. Типичные повороты имеют свою вершину, место излома траектории. Водитель должен уметь определять её и проходить поворот от внешнего радиуса ко внутреннему, а не наоборот. Каждый маневр начинается или со сброса газа или с торможения. На скользкой поверхности все маневры выполняются заранее, а угол поворота колёс не должен быть большим, иначе автомобиль окажется в кювете быстрее, чем можно представить

Первым упражнением, известным каждому еще с автошколы, стала обычная змейка. Разница заключалась, как всегда, в нюансах. Во-первых, под ногами — 40 сантиметров чистейшего карельского льда. Во-вторых, наши автомобили были «обуты» в специальную резину с высоким шипом 4 мм. А в-третьих, когда я учился водить, у меня не было Audi A5 Sportback, оснащённого 2,0-литровым мотором TFSI мощностью 225 л.с., системой полного привода quattro и 7-ступенчатой роботизированной коробкой S tronic.

Змейка, пусть и на льду, не кажется трудной задачей — знай, крути себе руль. Но уже через несколько метров выясняется, что мы все делали не так, потому как упражнение надо выполнять на большей скорости. И сразу же из-под машин конусы начали лететь во все стороны. Несмотря на жесткую реакцию главного инструктора Евгения Васина, оказалось, что это... нормально. Отсюда правило первое.

Не бойся ошибиться

Основной целью тренингов Audi quattro является отработка приемов, которые помогут в реальной жизни. Однако понять, нащупать грань, за которой водитель не контролирует автомобиль, можно, лишь совершив ошибку. Обучение специально проходит на закрытой территории, а за безопасностью чутко следят инструкторы. И вот уже через несколько кругов все участники знали, что любой маневр надо начинать со сброса газа, а «доворачивание» в случае сноса передней оси лишь усугубляет ситуацию.

После «змейки» нас ждала первая серьезная трасса. На этот раз нужно было проехать серию поворотов, предварительно оттормаживаясь в определенной зоне, обозначенной конусами. Цель — научиться тормозить до поворота и добавлять газ уже на выходе и на прямых участках. Правило? Оно напрашивается само собой.

Тормози и оставайся на трассе

Секрет выполнения упражнения заключался в качественном разгоне и последующем торможении перед поворотом. Тормозить приходилось и в следующем упражнении, но принцип здесь был уже совершенно другой. На уроках в обычной автошколе говорят, что тормозить в повороте нельзя. Это верно лишь отчасти, ведь если вы упустили момент и уже летите в сторону кювета, экстренно тормозить можно и нужно. Конечно, указанное возможно только на автомобиле с ABS, причем важно помнить — вы также можете поворачивать рулем! (Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Как устроена и работает ABS»). Самое главное — не забывать, что оставаться на трассе надо любыми способами, за дорогу нужно бороться любой ценой. И не пренебрегать тормозами, ведь их, вопреки пословице, придумали вовсе не трусы.

А вот следующее упражнение было посвящено, наоборот, более динамичному прохождению поворота. Иногда дорожная ситуация складывается так, что места для маневра крайне мало, а машина уже ушла в скольжение, и стабилизировать её не удается. Как моделировались такие ситуации в школе quattro? Все теми же конусами! Что мы усвоили после упражнения? Конечно, очередное правило!

Сброс газа, поворот руля, газ

Именно эту фразу Евгений Васин неустанно повторял на протяжении всех четырех дней занятий. Как ни странно, этот принцип работает безотказно и в данном случае. В случае, если после одного поворота нужно поворачивать в другую сторону, помогут так называемые «хлысты» или смена направления скольжения. Во время его выполнения нужно как бы «перекладывать» автомобиль с одного бока на другой сразу же после выхода из поворота. Главное — не забывать сбрасывать газ перед выполнением маневра и начинать поворачивать заранее. А вот когда автомобиль уже пошел в нужном направлении газ можно и добавить.

Что важно еще? Например, не поворачивать колеса на слишком большой угол. Ведь если скорость будет высокой, возникнет снос, который может закончиться в ближайшем бруствере. Поэтому надо помнить про следующее правило:

Смотри туда, куда хочешь попасть

Красивые девушки, яркая реклама, аварии в соседнем ряду, эксклюзивные суперкары и курьезные ситуации — что объединяет эти понятия? Очень просто! Все они — факторы, резко отвлекающие водителя от дороги. Малейший поворот головы может привести к аварии. Стоит ли говорить, что при прохождении поворотов водитель должен быть максимально сконцентрирован? А смотреть надо не на капот или в сторону, а туда, куда ему нужно ехать! Подобный эффект напрямую связан с моторикой и рефлексами, заложенными природой. Мы инстинктивно тянемся туда, куда смотрим, а потому правило простое — глаза вперед на дорогу, иначе вы никогда не справитесь с возникшим заносом.

Если вы вдруг забыли или не знаете, кратко разъясним разницу между сносом и заносом. Снос или недостаточная поворачиваемость — это боковое скольжение передних колёс. При этом автомобиль не движется по заданной траектории. Иными словами — повернули руль, а машина едет прямо. Занос или избыточная поворачиваемость представляет собой боковое скольжение задних колёс, сопровождаемое вращением вокруг вертикальной оси. Проще говоря — перегазовали и слишком резко дернули руль, а заднюю часть автомобиля понесло

Кстати, занос не всегда бывает плохим. Иногда за счет правильного заноса можно быстро проходить длинные повороты без ярко выраженной вершины. Это мы выяснили на следующем упражнении, где от участника требовалось на большом круге сначала отправить машину в занос, а когда задняя ось начнет скользить, добавить газ, выпрямить руль и пройти полный круг буквально на одном дыхании. Итогом стало еще одно правило.

Играй газом

Самое главное — данное упражнение позволяет понять, что газ на скользкой дороге может быть не только «врагом», но и «другом», хотя в случае, если занос начинает прогрессировать, лучше все же сбросить газ и направить автомобиль в нужном направлении.

Думаете, на этом все и закончилось? Отнюдь! На следующий день нас ждало еще больше упражнений и настоящие, а не тренировочные трассы. А какие названия — «гантеля», «улитка», «гитара», «восьмерка» — вот только некоторые из них. Но неизменной оставалась цель — повышение водительского навыка. Финалом стало участие в самых настоящих гонках между участниками тренинга.

Отдельный пункт программы под названием quattro express носит чисто развлекательный характер. Это — езда на гоночном такси Audi RS 4, оснащенном 4,2-литровым мотором V8 мощностью 450 л.с., которым управляет главный инструктор школы quattro Евгений Васин. Описывать ощущения от такой поездки не имеет смысла — все равно в русском языке может не хватить букв и выражений для столь ярких эмоций. Отметим лишь, что процентов 80 трассы автомобиль преодолел боком

Впрочем, как говорят сами инструкторы школы quattro, проигравших в этих гонках не бывает. Ведь дело в том, что все мероприятие преследует одну единственную цель — выработать рефлекс, заставляющий человека принимать правильные решения в экстремальной ситуации, сделать так, чтобы «ты управлял автомобилем, а не он тобой».

В этом году школе водительского мастерства Audi quattro в России исполнилось 10 лет, и для многих она уже стала узнаваемым брендом. Да и редакция «Авто Mail.Ru» не обошла её вниманием: в прошлом году на тренинге в Сибири побывал мой коллега Дмитрий Ласьков, а в 2011 году ездить по льду в Карелию приезжал Вадим Гагарин

И все же, мысль о проведенной гонке не дает покоя. «Ведь если на той длинной прямой дать побольше газу, затем пройти четвертый поворот в скольжении и лучше оттормозиться перед „шпилькой“, то можно было бы отыграть пару секунд», — думаю я, но автобус уже везет нас на вокзал. Говоря «до свидания» Карелии и школе Audi quattro, я ловлю себя на мысли, что действительно подсел на подобное времяпрепровождение. Школа Audi quattro — это не Диснейленд. Это активный отдых, похожий по своему характеру на горные лыжи или сноуборд, только снарядом является автомобиль. И на него точно так же «подсаживаешься»...

auto.mail.ru

Четыре дня с quattro в Югре

Легендарная школа водительского мастерства Audi quattro работает в России уже 12 лет. Базовый лагерь в Карелии перестал вмещать всех желающих пройти обучение и уже вторую зиму подряд школа проводит занятия еще и в Ханты-Мансийске. Кроме этого программа занятий стала значительно интереснее по сравнению с тем, что предлагалось в Карелии три года назад.У нас в программе три дня обучения раллийному управлению автомобилем на льду (более 300 километров трасс), баня, сауна и хоккей. А в завершении занятий самые настоящие соревнования с телеметрией, где я занял первое место!Поехали!Насыщенная программа начинается практически сразу после заселения в деревянный терем-отель, расположенный на берегу озера Добринское, всего в 30 километрах от Ханты-Мансийска. Ведёт обучение мастер спорта по ралли Евгений Васин.

2. В школе минимум теории и максимум практики, поэтому наличие базовых навыков управления автомобилем у вас уже должно быть. Основное, на что следует обратить внимание это непрерывное выполнение всех действий и самое важное — чувство баланса автомобиля.

3. С теорией не затягиваем, сразу же выезжаем на лёд. Это наш отель-терем и 10 полноприводных Audi A5 Sportback 2.0TFSI с роботизированной коробкой передач DSG. В каждом автомобиле два человека.

4. Уже на льду Евгений Васин показывает правильную посадку. Здесь всё элементарно. Руль практически для любого человека стандартной комплекции должен находиться в положении максимально вытянутом на себя и вверх. Спинка сиденья близка к вертикальному положению. Подробнее об этом я писал раньше (ссылки в конце статьи).

5. Теперь непосредственно упражения. Начинаем с простейшей змейки между конусов, которая постепенно усложняется и превращается в условно бесконечную связку поворотов на огромной ледовой площадке.

6. Длина площадки больше километра, это позволяет отработать навыки в процессе непрерывного выполнения манёвров и довести их до автоматизма.

7. Мой напарник по автомобилю — Дмитрий Ласьков (auto.mail.ru). Обратите внимание на посадку и положение рук на руле. Я запечатлел момент предельного угла поворота руля, необходимого для управления полноприводным автомобилем. Забудьте про руление с перехватом, максимальный угол отклонения руля от нулевого положения — не более 180 градусов в каждую сторону (при этом хочу заметить, у A5 рулевая рейка делает 3 полных оборота от упора до упора). Дополнительный доворот автомобиля осуществляется только за счёт работы педалью газа.

8. Инструктора выдерживают безопасную дистанцию между автомобилями и отдают команды с помощью радиостанций. Это возвратная прямая после выполнения упражнений.

9. Для занятий используются «боевые» шины Michelin NA00 18/65 R18. Эти же шины используются в ралли Монте-Карло. Передняя губа имеет усовершенствованную пластиковую защиту, которая защищает штатный бампер при встрече с сугробами.

10. Температура ночью была ниже минус 20 градусов, а днём на солнце поднималась в лучшем случае до —10°C. Инструктора всё это время находятся на улице, в отличие от обучающихся, которые сидят в тёплых автомобилях. Сложность упражнений плавно увеличивается, вместе с ней растёт количество допущенных ошибок. Правда пока всё ограничивается конусами, а не жесткими снежными брустверами.

11. Первый день занятий подходит к концу и группа возвращается в отель. Мы только что прошли разминку, которая на первый взгляд кажется слишком простой, но без неё нельзя переходить к следующим упражнениям. Вечером отдых в бане, ужин и более плотное знакомство участников друг с другом и с командой инструкторов.

12. На следующий день ранний подъем — световой день зимой на севере короткий и надо его использовать по максимуму. Первое упражнение снова на площадке, причём самое сложное — использование инерции заноса в повороте для того, чтобы «переложить» автомобиль на другую сторону перед следующим поворотом в противоположную сторону.

13. После этого отдельные упражнения на расчищенных трассах. Среди них эллипс, гантель, круг, нессиметричная гантель, расчёска, петля и пружина. Участники делятся на команды по 2-3 автомобиля и под руководством отдельного инструктора отправляются выполнять упражения. После нескольких кругов происходит смена водителей, а затем и смена упражнения.

14. Упражнение пружина, по мнению Евгения Васина, самое сложное. Это связка из нескольких петель с доворотом — крутизна поворота меняется в процессе его прохождения и требует активного применения навыков доворота автомобиля в поворот с помощью педали газа.

15. Цена ошибки на этих упражнениях также выше — любой вылет с трассы и по команде прибывает Safety Car: Audi Q7 с электрической лебёдкой в переднем бампере. Выполнив свою миссию команда спасателей быстро и незаметно исчезает.

16. Все заезды проходят без перерывов, пообщаться с инструкторами можно только во время ожидания эвакуации (пока идёт эвакуация все экипажи стоят) или в то время как напарник выполняет упражнение. Хотя гораздо эффективнее сидеть рядом — хотя бы просто смотреть со стороны на те же самые манёвры и обращать внимание как на ошибки, так и правильные действия.

17. Комплекс упражнений претерпел существенные изменения по сравнению с программой в Карелии три года назад. Существенно увеличилась ширина трасс и их протяженность. К тому же упражнения стали сложнее и интереснее. Пропало ощущение того, что для закрепления того или иного упражнения не хватило ещё пары кругов (такое чувство было у меня на занятиях в Карелии).

18. Инструктора наблюдая со стороны видят абсолютно всё — как водитель вращает руль, как нажимает на газ, более того, они видят то, как меняется баланс автомобиля по осям и дают оперативные советы в процессе выполнения упражнений. Но новичков это зачастую сбивает с толку — они и так с трудом пытаются освоить управление на льду, а тут еще и постоянные советы под руку.

19. Боковые скольжения это красиво, но важно понимать, что для по-настоящему быстрой и эффективной (не эффектной) езды их должно быть минимум. Зацеп у гоночных шин отличный и это позволяет ездить по льду на достаточно высоких скоростях, по сравнению с гражданской шипованной резиной.

20. Основная заслуга гоночных шин заключается в возможности эффективно тормозить на льду. Ведь чем быстрее вы едете, тем чаще и сильнее нужно тормозить. А при прохождении поворотов главное правило: лучше медленный вход и быстрый выход, чем наоборот.

21. Во второй день даже обед у нас был в чуме на трассе, чтобы не терять драгоценное время на проезд до отеля и обратно. И если после первого дня обучения (а по сути это было всего около 3 часов от обеда и до захода солнца) мы были полны сил кататься по льду хоть всю ночь, то к концу второго дня сил совсем не осталось.

22. Вечером командный матч в русский хоккей на льду. Победила как всегда дружба.

23. Третий день — самый интересный, проходит на второй части озера. Здесь сделано несколько гоночных трасс длиной от 1 до 3,5 километров. Начинаем с коротких и постепенно переходим к самой длинной.

24. Пока все тренируются на трассах, Евгений Васин берёт на борт Quattro Express (Audi S4 на 4,5 мм «гвоздях» BFGoodrich) по двух человек из каждого экипажа и показывает мастер-класс езды по той же самой трассе, на которой мы поедем совсем скоро. Разница в шинах заметна сразу — на таких скоростях проехать эту трассу на наших тренировочных шинах просто невозможно.

25. В течение нескольких часов все экипажи непрерывно катаются по самой длинной трассе. За этот день мы укатились по льду до полной потери сил. В это же время на коротких трассах проходят заезды на время. В этом году всё серьезно — телеметрия Racelogic на каждом автомобиле с видеозаписью и хронометраж Tag Heuer.

26. Всего две трассы. Одна короткая и «затычная», с большим количеством поворотов, другая более скоростная, но и цена ошибки на ней выше. По каждой трассе два тренировочных проезда (запомнить её не удаётся) и один на время. В зачёт идет сумма времени на обоих трассах.

27. Вершины поворотов на трассах отмечены конусами, за каждый сбитый начисляются штрафные секунды. Также на второй трассе перед финишом сделан ретардер для снижения скорости (на фото). Для заездов используется два автомобиля с новыми шинами (на учебных автомобилях часть шипов уже вылетела), чтобы уровнять шансы участников.

28. Вся группа с инструкторами в сборе.

29. Вечером награждение сертификатами и объявление победителей. Мне достаётся почётное первое место с убедительным трёхсекундным отрывом и лучшим временем на обеих трассах.

Видео заезда на второй трассе. Обратите внимание, скольжения в поворотах минимальны. Также оцените ширину трассы, которая позволяет пилоту самостоятельно выбирать правильную траекторию.

30. На этом программа обучения завершена и нас ждёт самолёт домой в Москву.

Что касается техники управления полноприводными автомобилями, то рекомендую прочитать подробную статью об однодневном курсе Школы quattro в Яхроме. В ней всё разложено по полочкам и расписан алгоритм действий для максимально быстрого прохождения поворотов на любом покрытии. А также можете посмотреть отчёт о мероприятии «4 дня с quattro» в Карелии в 2010 году.

Эти курсы обязательны к посещению всем, кто относится к автомобилю не просто как к средству передвижения из точки А в точку Б, особенно если вы владелец правильного полногоприводного автомобиля. Даже если вы ездите на Субару и вам кажется, что вы всё умеете. Если же вы до сих пор не оценили возможности полного привода, то после этих курсов вы гарантированно захотите купить себе полноприводный автомобиль.

Но помните, что записываться нужно заранее, возможности школы не безграничны, а желающих с каждым годом становится всё больше.

victorborisov.livejournal.com

Загружай! День в школе Audi Quattro

Что и куда может загрузить обычный водитель? Пакеты из супермаркета в багажник или карты в навигатор. Ещё — гаишника, вооружившись знаниями о должностных инструкциях ГИБДД. Но есть и ещё один вариант, особенно актуальный в зимнее время, — речь о передних колёсах. Что это, как и зачем это правильно делать, показал нам глава школы вождения Audi Quattro Евгений Васин.

Несмотря на отсутствие снега, на улице был минус, а асфальт очень скользкий, поэтому в таких условиях вполне можно изучать зимнюю программу

Как уже писал Виталий Кабышев, готовность к зиме заключается не только в смене колёс и заливке «незамерзайки». Все знают, что физика движения машины зимой отличается от летней: всё происходит медленнее, а красивые скольжения порой невольно исполняют даже те, кто никогда не слышал слова дрифт. Ниже — несколько рецептов безопасной зимней езды, которые предлагает школа Audi quattro.

Зачем учить простых водителей скольжениям, опережениям и каким-то загрузкам, когда современные машины напичканы страховочной электроникой? АБС, системы контроля тяги, распределения тормозных усилий и стабилизации. Системы помощи сделают манёвр безопаснее, но не выполнят его за вас!

Загружай колёса

Любой манёвр зимой нужно делать тогда, когда сцепление передних управляемых колёс с дорогой максимальное. Для этого можно или выбрать более цепкую траекторию (если покрытие неоднородно), или просто прижать к дороге управляемые колёса. При разгоне автомобиль приседает на заднюю ось, а при торможении на переднюю — эту физику и нужно использовать. Перед поворотом руля отпустите газ и сразу же, пока автомобиль не успел перераспределить массу в центр, поверните «баранку». Если перед поворотом тормозите, то чем выше интенсивность замедления, тем больше будет загрузка передних колёс.

Типичные ошибки: слишком много времени проходит между загрузкой или началом манёвра; манёвр начинается одновременно с загрузкой. 

Осторожно: если начать манёвр одновременно с загрузкой (особенно — торможением), то возможен резкий занос задней оси.

Действуй на опережение

Зимой автомобилю нужно больше времени, чтобы выполнить команду рулём, нежели летом. Поэтому если исповедовать летний стиль вождения, то машина повернёт позже, а значит, окажется не совсем там, куда её задумывал направить водитель. И чем выше скорость — тем справедливее правило. Для безопасной езды нужно действовать на опережение. Представим 45-градусный изгиб дороги: даже при незначительном превышении скорости летние привычки приведут к тому, что вы окажетесь на встречке или в кювете. Немного времени уйдёт на уводы более высокопрофильных зимних шин, ещё сколько-то — чтобы покрышки поймали поперечный «зацеп». Умножьте эти доли секунды на скорость движения, и получится та самая пара метров, которая отделяет свою полосу от встречной. Поэтому на скользких покрытиях руль поворачиваем чуть заранее, чтобы проезжать через вершину поворота (условно говоря, его «середину») с прямыми колёсами. Универсального рецепта по времени опережения нет — всё зависит от скорости и покрытия. Быстро оценить состояние дороги помогает короткое интенсивное торможение или отклонение руля на микроуглы — если «баранка» ощутимо «легчает», то под колёсами действительно скользко.

Типичные ошибки: неправильная оценка коэффициента сцепления с покрытием; позднее руление.

Осторожно: если понять эту технику слишком буквально и использовать слишком сильное опережение или слишком сильно опаздывать без учёта того, насколько скользко под колёсами, то можно опять-таки оказаться на встречке или на обочине.

Сглаживай траекторию

Чтобы проехать вершину поворота с прямыми колёсами, повернуть нужно чуть заранее. А сделать это в пределах своей полосы можно, только прижавшись заранее к её внешнему относительно направления поворота краю: то есть, если поворачиваем направо, то смещаемся левее к центру дороги и наоборот. Траектория движения должна напоминать прямую линию, поэтому входим в поворот снаружи, проходим через середину внутри, выходим снаружи.

Типичные ошибки: недостаточный запас пространства перед манёвром; слишком ранний или поздний вход в поворот.

Осторожно: если траектория движения будет слишком ломаной, особенно в череде поворотов, то возможно скольжение передней или задней осей.

Стабилизируй на выходе

После совершения манёвра, даже если он выполнен «по науке», автомобиль может потерять стабильность на выходе. Причина в том, что манёвр — это целая череда перераспределений массы: сначала она переносится на передние колёса (загрузка), потом на противоположный направлению поворота борт (манёвр), затем назад или в центр (стабилизация). Чтобы эти «шатания» массы не привели к потере сцепления с дорогой, на выходе из виража необходимо плавно добавить газ — ускорение скомпенсирует инерцию автомобиля, заставляющую его стремиться вбок.

Типичные ошибки: слишком резкое открытие газа.

Осторожно: слишком резкое открытие газа в конце манёвра может ещё больше дестабилизировать автомобиль и вызвать внезапный занос или снос.

Газ — на прямых колёсах

Добавлять газ на скользкой дороге следует только тогда, когда передние колёса смотрят прямо. При открытии дросселя с повёрнутым рулём автомобиль будет двигаться не туда, куда задумал водитель, — на скользком зимнем покрытии неправильная техника вождения приведёт к сносу или заносу под тягой, в зависимости от типа привода. Удивительно, но это справедливо, даже когда вы хотите повеселиться в заносах: например, кружить на полноприводном автомобиле в скольжении гораздо правильнее с прямыми колёсами, корректируя траекторию газом и микроподруливаниями.

Типичные ошибки: не стоит понимать «прямые колёса» очень строго — почти прямые тоже сгодятся; слишком резкое открытие газа.

Осторожно: помните, что прямые колёса — это лишь одно из условий стабильности автомобиля, и аккуратно дозируйте газ, чтобы не вызвать занос под тягой.

Больше скорость — меньше руля

Физика движения автомобиля такова, что с ростом скорости поворачивать ему помогает сила инерции. Поэтому чем дальше ускакала по циферблату стрелка спидометра, тем аккуратнее, плавнее и короче должны быть действия рулём. Даже для совершения резкого перестроения достаточно короткого и точного поворота руля — тогда у автомобиля будет меньше шансов потерять сцепление с дорогой, и он не потребует последующей корректировки в новой полосе.

Типичные ошибки: слишком резкое движение рулем или слишком большие углы поворота «баранки».

Осторожно: как и большинство зимних ошибок с рулением, неправильные действия приводят к потере стабильности в виде сноса или заноса машины.

Куда смотришь — туда и приедешь

Казалось бы, простейшее правило, но следуют ему далеко не все. Пример из автоспорта: большинство пилотов признаётся, что в вираже всегда смотрят на следующий поворот. Если смотреть «под ноги», то это может и поможет успешно справиться с текущим поворотом, но сильно затруднит вход в следующий: станет сложнее оценить расстояние, дорожное покрытие и другие важные факторы.

Типичные ошибки: смотреть себе под капот.

Осторожно: обращая слишком много внимания на текущий поворот, можно просто не попасть в следующий или войти в него неправильно.

Используй инерцию, скольжения — это нормально

Если автомобиль потерял стабильность и отправился в скольжение — с ним нужно уметь справиться. Превратить неуправляемый занос в управляемый можно с помощью руля и газа. В случае овладения техникой скольжений в критической ситуации автомобиль можно направить именно туда, куда нужно. Конечно, управляемые скольжения — это тема для отдельной статьи, но вкратце так: чтобы заправить уже скользящий автомобиль в поворот, нужно использовать инерцию. Если поскользнулась корма, то добавляем газу и чуть корректируем рулём, а если автомобиль «плужит» наружу, то следует отпустить газ и повернуть руль — инерция выставит автомобиль боком и позволит попасть в поворот.

Для отработки навыков была выставлена фигура, напоминающая гантелю: два широких полукруга и два створа ворот между ними. Задача — двигаться по кругу в постоянных микроскольжениях, используя инерцию и перераспределение массы автомобиля. Критерии успешного выполнения: непрерывный, но неглубокий занос на всей дистанции, короткие движения руля, плавная работа газом. Если ехать на «гантеле» неправильно, то она и правда накачает руки, как настоящая, потому как для поимки постоянно гуляющей кормы мощных Audi S4 наматываться на руль придётся о-го-го как. Проехать «гантелю» в постоянном скольжении целиком — задача реальная, но, в случае её правильного выполнения, зрители будут зевать на обочине: допускать нужно лишь микроскольжения. На 333-сильных «школьных» Audi S4/S5 возможна и более эффектная езда с глубокими заносами даже по асфальту, но вот с эффективностью, как заверили инструкторы школы, она не имеет совершенно ничего общего.

Всё, что описано выше, – необходимый минимум навыков хорошего водителя. Да, многие приёмы мы используем чисто интуитивно, но структурировать их, подружить с новыми техниками и постоянно практиковаться – жизненно необходимо! Можно заниматься самостоятельно в выходной день на безлюдной площадке, но лучше всего это делать на автодроме школы контраварийной подготовки под контролем опытных инструкторов. Так эффективнее и продуктивнее. После выполнения специально подготовленных упражнений всегда открывается масса вещей, о которых вы ранее даже не подозревали. Так что дерзайте! Нет предела совершенству.

Текст: Дмитрий ЛаськовФотографии компании Audi

auto.mail.ru

Школа вождения Ауди: выжить на A8 (ВИДЕО) - журнал За рулем

Школа водительского мастерства в Audi quattro camp открыла летний сезон. Начать обучение решили с автомобильных журналистов, для чего пригласили нас в загородную резиденцию школы Audi, в горнолыжный комплекс Яхрома (46-й километр Дмитровского шоссе), где с января 2009 года круглогодично проводились тест-драйвы Audi.

Школа Audi quattro в Яхроме обосновалась основательно

Школа Audi quattro в Яхроме обосновалась основательно

Школа Audi quattro в Яхроме обосновалась основательно

Считанные дни остались до полного ввода в эксплуатацию новой обучающей, на это раз асфальтовой трассы, и если раньше на грунтовой дороге и искусственных препятствиях, все желающие могли просто прокатиться на Audi Q5, то сейчас в тестовом парке полигона Audi A5, Audi Q7 b новый Audi A8. Естественно с системой полного привода quattro. И на смену обычному тест-драйву автомобилей Audi в Яхроме открылась полноценная школа водительского мастерства.

Лучшее авто для обучения — Audi A8

Лучшее авто для обучения — Audi A8

Лучшее авто для обучения — Audi A5 и A8 

Чему учит Audi quattro camp? Пустить автомобиль в управляемый занос, пройти повороты гравийной трассы на предельной скорости, полностью раскрыть потенциал двигателя, проверить свою реакцию, почувствовать себя хозяином дороги. За полтора года «лагерь» Audi в Яхроме посетили почти 8 000 человек.

ВИДЕО: Ауди А8 — водные процедуры

Школа это гораздо больше, чем тест-драйв. Для учеников Audi quattro camp в летнем сезоне открыты четыре трассы, для обучения профессиональным навыкам водительского мастерства. Во-первых, это новинка летнего сезона — полигон имитации сложных дорожных условий. Он состоит из участков «скользкая дорога», «аквапланирование» и «внезапное препятствие». Здесь тестируются система электронной стабилизации ESP, управляемость, поведение автомобиля в предельных режимах и работа трансмиссии quattro.

ВИДЕО: Ауди Q7 — гонки по вертикали

Больше всего удивил полигон активной управляемости — специальная тренировочная площадка размером 500 х 60 метров. Этот полигон предназначен для проверки реакции водителя с помощью имитации критических дорожных ситуаций.

Сначала час самой необходимой теории

Сначала час самой необходимой теории

Сначала час самой необходимой теории

На деле это сложнейшее инженерное сооружение (а не просто заасфальтированная площадь как может показаться на первый взгляд), где по команде инструкторов из-под асфальтово покрытия появляются водные преграды, включаются оросители, и даже вытекает небольшая река. Как раз один из тех случаев, когда проще увидеть. А лучше попробовать самому. У нас получалось далеко не все, и совсем не с первого раза.

Лосиный тест: лосям не всегда везет

Лосиный тест: лосям не всегда везет

Лосиный тест: лосям не всегда везет

Еще одна площадка: оff-road park — трасса со специально построенными препятствиями, которые включают в себя подъемы и спуски 30%, 40%, 50%, два боковых уклона со сменой направления движения, боковой уклон 70%, колею с асимметричными неровностями. Трасса позволяют протестировать геометрические показатели проходимости автомобиля, работу подвески и трансмиссии при диагональном вывешивании, тяговые характеристики двигателей при подъемах, устойчивость автомобилей на уклонах и работу системы «Ассистент движения на спуске». Ну и ваш вестибулярный аппарат, разумеется.

Педаль тормоза на мокрой дороге не нужна

Педаль тормоза на мокрой дороге не нужна

Педаль тормоза на мокрой дороге не нужна

И конечно же для внедорожной линейки Audi построено гравийное кольцо, общая длина которого составляет 900 метров. Кольцо включает в себя полный набор различных поворотов и профилей дорожного покрытия для тестирования системы электронной стабилизации ESP, изучения поведения автомобилей на скользком покрытии и работы трансмиссии.

Учебные программы от Школы водительского мастерства quattro, разработаны шеф-инструктором Школы, заслуженным мастером спорта, обладателем Кубка Европы по ралли, Евгением Васиным. В опытности инструкторов, проводивших занятия, усомниться не было необходимости. Надо заметить, что учителя не слишком церемонятся с учениками, представляете себе сержантов в учебных частях? Вот по силе доходчивости что-то подобное и тут. Во всяком случае, желания спорить не возникает.

Дорога не всегда бывает ровной

Дорога не всегда бывает ровной

Дорога не всегда бывает ровной

В Audi quattro camp предусмотрены две основные программы обучения: стартовая — это шестичасовой «Базовый курс» призван помочь лучше понять поведение автомобиля на дороге в стандартных ситуациях и добавит уверенности начинающим водителям. Вторая — восьмичасовой «Продвинутый курс», который нацелен на опытных водителей. Причем все эти восемь часов вы самостоятельно проводите за рулем Audi, а инструкторы ежеминутно корректируют ваши действия по рации, наблюдая за вами со стороны.

После занятий сил не остается даже на то, чтобы попить кофе — восемь часов полнейшей концентрации за рулем — задача сложная даже для профессионала.

Audu Q7 очень приятно разгонять по гравию... но очень жалко

Audu Q7 очень приятно разгонять по гравию... но очень жалко

Audi Q7 очень приятно разгонять по гравию... но очень жалко

— Многие приходят к нам по нескольку раз, потому что реально овладеть навыками за один курс, даже при таком интенсивном обучении, невозможно, — говорит Евгений Васин. — Мужчины после прохождения курсов приводят к нам своих друзей, жен, подруг, дочерей, которые получив права, только начали водить машины. Причем, далеко не все, кто к нам приходит — это владельцы автомобилей Ауди. Все говорят спасибо, и говорят, что им больше не хочется гнать на дорогах. Тут они понимают, что такое скорость, и где возможности машины не спасут, если нет возможностей водителя. Наши выпускники понимают, что тут они врезаются в пластиковые конуса, а на трассе — в машины с живыми водителями.

Научились!

Научились!

Научились!

Что касается меня, то я пожалуй напрошусь на зимние занятия школы водительского мастерства в Audi quattro camp в Карелии. А это уже три дня по 10 часов непрекращающихся тренировок — хороший бонус к 14 годам водительского стажа.

Школа вождения Ауди: выжить на A8 (ВИДЕО)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Уроки в зимней школе вождения Audi quattro — Репортаж — Motor

Начиная с 2001 года школу водительского мастерства Audi quattro закончили свыше 16000 человек на площадках Подмосковья, Карелии и на Урале. Причем каждый пятый из них прошел самый дорогой курс - "Четыре дня с quattro". Откуда такая популярность у зимнего курса стоимостью 67 тысяч рублей? Я поехал выяснить это.

Четыре дня без интернета! Эта новость была воспринята всеобщим негодованием участников во время заселения в отель, расположенный неподалеку от Петрозаводска. А как же работать по вечерам? Материалы, новости - все пропало? Однако уже после первого полного дня обучения силы у коллег оставались лишь на то, чтобы доползти до кровати. Вот это обучение!

А пока, вечером в первый день нас ждал теоретический курс. Настолько объемный и верхушечный одновременно, что после него у меня началась паника - столько информации за такой малый промежуток времени, что мозг просто отказывался вмещать. Но некоторые огрызки конспекта я все-таки выхватил: все упражнения разделены на три блока. Первый включает в себя простейшие навыки, без которых дальнейшее обучение не представляется возможным - разгон, торможение, техника руления и совершение маневра. Дальше сложнее - нетипичные приемы вождения и комбинирование элементов (поворот/торможение).

Третий блок включает в себя тренировки на реальных трассах - апекс, траектории, а также специфические спортивные приемы управления автомобилем.

Инструкторы работают по рации, иначе не охватить группу из 20 человек.

Несмотря на все плюсы шин BFGoodrich D10 c 3-мм шипом, у них есть и существенный недостаток - на снегу сцепление значительно хуже, чем на льду. А значит, происходит очередная ломка во время занятий - у стандартных шин все наоборот!

После брифинга мне ничего не оставалось, кроме как подойти в Евгению Васину, руководителю школы с 2004 года и самому титулованному российскому раллисту наших дней, и признаться, что реального опыта вождения полного привода, в отличие от переднего, у меня нет. Но его ответ меня искренне удивил: Тот, кто научился управлятьпереднеприводником, легко адаптируется к полному приводу. Ведь полный привод больше тяготеет к переднеприводным повадкам, а значит, главное - это борьба со сносом и поиск зацепа на передних колесах.

Конечно, у A4 есть и заднеприводные манеры, например небольшой занос на выходе под тягой, но они не так сильно выражены. По крайней мере, я могу уверенно сказать, что при прочих равных условиях человек, пересевший с переднего привода на полный, адаптируется быстрей, чем такой же человек, сменивший задний привод на полный. Главное - почувствовать баланс автомобиля.

Его слова вселили надежду.

Школа закрыла курсы на Урале в 2008 году из-за тяжелой экономической ситуации в регионе. Однако в следующем году программы снова появятся в Челябинске и Красноярске

Утром следующего дня я, уже уверенный в своих силах, сел с напарником в один из 12 темно-коричневых седанов Audi A4 с двигателем 2,0 TFSI мощностью 211 лошадиных сил (серии EA888) и полным приводом с распределением крутящего момента 40/60 в пользу задней оси. Из специальных доработок автомобилей - лишь стальная защита двигателя, да фартук на переднем бампере.

Но главное отличие учебных машин от гражданских - спортивные шины BFGoodrich D10 с 3-миллиметровым шипом, на которых ездят участники ралли Монте-Карло, например. С ними, по задумке инструкторов, зацеп на льду озера будет выше, чем на стандартных шинах - так будет имитироваться сцепление на миксте (лед/асфальт, лед/снег), которое обычно бывает на дорогах общего пользования.

Есть и экономическая составляющая в таком выборе. При температуре ниже минус 25 градусов все шипы на гражданских шинах вылетают за неделю занятий с постоянными скольжениями, - поделился директор школы Дмитрий Цибин. - И, конечно, на трехмиллиметровых шипахфаназначительно больше!

- Евгений, а почему у вас нет рулевых тренажеров? - А зачем? Мы обучаем, как управлять автомобилем, поворачивая руль на минимальный угол. А эти скоростные руления по три оборота от упора до упора за пару секунд лишь дезинформируют водителя о положении передних колес.

Перед каждым упражнением краткий инструктаж от Евгения Васина на открытом воздухе: что необходимо выполнить и для чего это нужно. А потом сразу за руль.

В машине: застегнутые ремни безопасности, ESP в режиме Оff, система Audi Drive Select - в положении Dynamic. Сначала все как и в других школах - разнесенная змейка, упражнения на загрузку передней оси перед поворотом, овал и гантель (незаконченная восьмерка). Но дальше становится интереснее: торможение в повороте со стабилизацией автомобиля рулем (компенсация скольжения задней оси), расческа (по сути разнесенная на 50 метров змейка, ограниченная на выходе конусами, где нужно ехать только в заносе) и лампочка (полный круг с узкой подъездной дорогой, где нужно стабилизировать автомобиль).

Дозировка подачи топлива педалью газа - как дозировка лекарства: чуть меньше или чуть больше - или не подействует, или нанесет вред.

Наша программа постоянно немного меняется, но принципы и методика остаются неизменными. В этом году упражнений с конусами стало меньше, а реальных трасс больше. А вообще, школа постоянно развивается: два года назад появились шины с 3-мм шипами, в этом году мы стали использовать телеметрию. Кто знает: может, через пару лет у нас появятся машины с каркасом безопасности, - словно предугадывая мои дальнейшие вопросы рассказывает Васин.

Настоящие экстремалы могли взять A4 даже с отключенной АБС. Правда, удовольствия от такой машины не слишком много - педаль тормоза становится слишком мягкой и длинноходной, дозировать усилие очень сложно, а блокировка колес практически не ощущается.

Главное во всех упражнениях - никаких поворотов руля в сторону заноса! Колеса должны смотреть либо в сторону поворота, либо стоять абсолютно прямо. Основной контроль за углом скольжения осуществляется с помощью газа. В этот момент у многих курсантов начинается серьезная ломка стереотипов. Колеса прямо! Газу-газу!, - настойчиво твердит рация в подстаканнике, комментируя действия то одного, то другого водителя.

Между тем нам с напарником было легче - отъездив немало боевых километров на переднем приводе, мы уже привыкли из заноса тянуть машину газом.

Лучше перетормозить перед поворотом, чем недотормозить. Тогда не нужно истерично отлавливать машину рулем, а можно спокойно управлять автомобилем только акселератором.

До посещения этих курсов у меня был какой-то животный страх перед полным приводом. Сотни легенд о том, что полный привод невероятно коварен в управлении и что снос здесь моментально переходит в занос, вызывали у меня трепет перед каждым упражнением. Но с каждым часом Audi A4 с 7-ступенчатой роботизированной коробкой S-tronic и самоблокирующимся дифференциалом Torsen, который гоняет крутящий момент между передней (до 65 процентов) и задней осью (до 85 процентов) становилась все более понятной. На входе в поворот нужно было лишь уцепиться передними колесами за карельский лед и плавно добавлять газ. А-четвертая начнет сама доворачивать под тягой и лихо выстрелит из поворота. Секунду за секундой 1600 трехмиллиметровых шипов вырезают на льду причудливые рисунки, и ты словно паришь над озером по сложным траекториям.

Одиннадцатый! - вдруг прерывает твойполетэнергичный голос Васина. - Куда столько букса? Или вы хотите высечь шипами искры изо льда? Это мы схватили очередной подзатыльник по рации - Четыре дня с quattro в первую очередь школа, а потом уже развлечение.

В последний день курса проходил экзамен среди учащихся на гоночной ледовой трассе. Сначала широкая трасса для квалификации, а потом узкая бобслейная для 8 лучших на вылет. Я выиграл.

Для таких курсов Audi A4 - правильный инструмент для обучения. Простой, без скрытого коварства. Когда нас выпустили уже на расчищенные спецтрассы, А-четвертая позволяла ехать на 90 процентов от ее возможностей, при этом у водителя была полная уверенность в контроле над полным приводом. А чем больше расчищалась трасса от снега, тем больше появлялся держак - крепко посаженные на клей шипы вгрызались в лед с яростью стахановских шахтеров!

Поражает невероятно слаженная работа всего коллектива Школы quattro, не было ни минуты, чтобы мы простаивали без дела.

Продолжать оттачивать навыки управления после курсов надо только на закрытых ледовых трассах – такие всегда можно найти зимой вокруг крупных городов-миллионников.

motor.ru


Смотрите также